Шины как водительский инструмент
2024-02-14
733
Люди, привыкшие что-то делать своими руками, отлично понимают ценность хорошего инструмента для выполнения соответствующих работ. А ведь у каждого водителя в его автомашине тоже имеется важнейший инструмент – в данном случае речь идёт о шинах. На самом деле, грамотное использование возможностей Ваших шин позволит ездить безопаснее, и при необходимости гораздо быстрее. Для этого нужно хотя бы чуть-чуть вникнуть в науку под названием «Теория автомобиля».
Очевидно, что при качении каждое колесо в плоскости своей опоры способно воспринимать усилия в разных направлениях вплоть до определённого предела, то есть до начала проскальзывания шины.
Примеры: пробуксовка при разгоне, юз при торможении, занос на повороте или же сочетание этих факторов. В зависимости от коэффициента сцепления в конкретный момент переход к скольжению может наступать позже или раньше. Чтобы предотвратить развитие опасной ситуации, водитель должен помнить о том, что наибольшей устойчивостью к боковым нагрузкам обладает свободно катящееся по прямой колесо, не нагруженное ни тяговым, ни тормозным усилием. Отсюда вывод: для восстановления управляемости заскользившего автомобиля надо немедленно сбросить «газ» либо прекратить торможение в зависимости от того, какая педаль была нажата. А если устойчивость машины потеряна на закруглении дороги, необходимо срочно распрямить траекторию движения путём уменьшения угла поворота руля. И для того, чтобы лучше чувствовать и понимать работу и возможности Ваших шин, полезно иногда проводить короткие проверочные упражнения. Можете называть такие мини-занятия уроками из школы скольжений. Их суть заключается в намеренном провоцировании потери сцепления колёс с дорогой и тут же – в моментальных контрмерах по восстановлению курсовой устойчивости. Чтобы никого не зацепить и не покалечить свою машину, пробные манёвры следует выполнять только на свободных просторах площадках, где нет и не может быть никаких угроз для безопасности движения.
Попробуйте резко нажать на педаль акселератора, попытайтесь с ходу посильнее затормозить, постарайтесь круче повернуть руль для того, чтобы машина заскользила. И, как мы помним, колёса вновь обретают способность катиться туда, куда нужно, если с них снимаются лишние усилия в продольном и поперечном направлении. Иными словами, дроссель прикрыть, тормозную педаль отпустить, руль выровнять после возможной коррекции заноса. Переход через грань потери сцепления колёс с дорогой и последующее восстановление так называемого зацепа за поверхность дают водителю, во-первых, ценнейшие рефлексы по стабилизации автомобиля, а во-вторых, помогают лучше понять реальные возможности шин. Не секрет, что различные модели шин в одних и тех же условиях ведут себя по-разному. Более того: при смене марки или модификации шины зачастую меняется и характер поведения автомобиля. К примеру, с новой резиной машина может начать упрямиться при входе в поворот, требуя чуть большего, чем прежде, доворота руля. Такой эффект называется недостаточной поворачиваемостью. А иногда переход на другую модель шин сопровождается появлением, можно сказать, лёгкой заносчивости. Это уже признак иного свойства - избыточной поворачиваемости, к которой тоже придётся привыкать. Впрочем, такие особенности поведения автомобиля, равно как и нейтральная поворачиваемость, могут быть заложены уже изначально конструкцией самой машины. Однако влияние характеристик выбранных Вами шин способно либо улучшить, либо ухудшить врождённые манеры Вашего транспортного средства.
Вернёмся к теме самоподготовки в упомянутой школе скольжений. Здесь ещё нужно обращать внимание на уровень сопротивления повороту руля. Его фоновое усилие, то есть стремление к самовозврату в положение «прямо», даёт водителю уникальную обратную связь. Заметьте: как только управляемые колёса начинают скользить, налитой усилием руль сразу теряет былую упругость. Такой однозначный сигнал приходит на руки водителю от любого хорошо спроектированного шасси. И вот как раз по изменениям в ощущениях от рулевого колеса можно судить о степени совершенства той или иной шины. В этом плане многое зависит от податливости покрышек при увеличении боковой нагрузки, на которую влияет, в частности, высота профиля.
Какая-то модель шины сопротивляется росту боковых сил дольше обычного, и затем плавно переходит к скольжению. А у каких-то экземпляров срыв в занос или снос происходит гораздо резче. Вот почему, если Вы покупаете шины, то желательно менять их не на одной оси, а сразу устанавливать целиком новый комплект. Просто на разных шинах впереди и сзади автомобиль может стать не таким послушным. Однозначная, чёткая управляемость автомашины – это не только удовольствие от езды, но ещё и безопасность движения.
Подведём итог упоминания темы водительского самообразования. Вам нужно научиться переходить грань сцепления колёс с дорогой в разных условиях, и тут же уверенно возвращаться к устойчивому нормальному движению. Только так можно выработать у себя незаменимые водительские рефлексы по мгновенной стабилизации заскользившего автомобиля.
Кстати, при наличии электронной системы курсовой устойчивости для полноценной тренировки её следует отключать. Ну, а если автомобиль-иномарка оснащён таким электронным помощником в неотключаемом варианте, то всё равно Вы должны научиться чувствовать момент принудительного срабатывания тормозных механизмов в тех случаях, когда управляющие действия становятся слишком сильными или чересчур резкими. Поначалу можете ориентироваться на подсказку: мигание соответствующей жёлтой лампочки на щитке приборов.
Ощущение предельных возможностей автомобиля никогда не бывает лишним. А умение подружиться с хорошими шинами, способность чувствовать их и понимать в буквальном смысле дорогого стоят! Поэтому, выбирая резину для своего авто, заранее определитесь – что для Вас важнее всего: уровень комфорта, цена, цепкость, экономичность, приспособленность к определённым видам покрытий или что-то ещё. Не стесняйтесь озвучить то, что Вам хочется продавцу-консультанту фирменного шинного центра. На то он и консультант, чтобы проконсультировать. А чтобы покупка состоялась по наиболее выгодной цене, приобретайте колёса и шины в тех самых фирменных шинных центрах, из первых рук от главного поставщика, не переплачивая дополнительные деньги кому-то из дальнейшей цепочки посредников!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович