Секреты выбора хороших шин
2024-04-12
1179
Каждый автовладелец руководствуется своими соображениями при выборе комплекта новой авторезины. Действительно, это вопрос серьёзный – ведь на приглянувшихся шинах приходится ездить не месяц и не два, а чаще всего даже не один год. И, как в случае с привычной нам обувью, автомобильная обновка тоже должна проходить по размеру, быть износостойкой и достаточно цепкой, а ещё – приносить удовольствие от езды. Само собой разумеется, что вменяемая цена – тоже не последнее дело.
Абсолютное большинство водителей чётко знает рекомендованную размерность шин для своего автомобиля и смотрит при выборе только на характерное обозначение через дробь, например, 185/60 R15. Но вот дальше, на следующую цифру и букву, мало кто обращает внимание, а зря! Ведь в продолжении маркировки размерности ставится индекс грузоподъёмности вместе с обозначением верхнего предела скорости, к примеру, 91Т.
В данном случае цифра «91» указывает на максимально допустимую нагрузку для конкретной шины в 615 кг. Меньше – пожалуйста, больше – нельзя. Поэтому есть смысл свериться с техническими характеристиками своего автомобиля, а именно с указанной автопроизводителем полной массой транспортного средства. Делите значение полной массы на число колёс, и Вы получите показатель максимальной нагрузки на одну шину. У Вас обязательно должен оставаться приличный запас по грузоподъёмности данной модели шины, тем более, если планируется частая эксплуатация автомобиля с полной загрузкой или даже сверх того. Допустим, расчётная максимальная нагрузка составила не 615, а 657 кг. Тогда вам надо подыскивать вариант исполнения с индексом 94 и выше. В противном случае может получиться как с пассажирскими «Газелями», где штатные шины, особенно в девятнадцати местном исполнении салона, зачастую работают на пределе возможного, отчего срок службы авторезины иногда оказывается до обидного коротким.
Продолжая рассматривать маркировку, нельзя обходить вниманием и латинские буквы, которые наносятся встык к упомянутому индексу грузоподъёмности. Это индекс скорости, и его тоже нужно выбирать с запасом. Примеры: Q – это 160 км/час, Т-190, H-210 км/час и так далее. Тут следует ориентироваться не на спокойный стиль езды, а на максимальную скорость, которая указана в технических характеристиках вашего автомобиля. Ведь в жизни бывает всякое, и вдруг вам придётся мчаться на полном ходу по каким-то жизненно важным обстоятельствам? Поэтому запас по максимально допустимой скорости тоже приветствуется, равно как и по максимально допустимой нагрузке.
Не столь строго можно относиться к другому параметру – уровню шума, издаваемого покрышками при движении. Тем не менее, повышенная шумность тоже может раздражать и утомлять, особенно в дальних поездках. Здесь надо понимать: отчего шумят шины даже с относительно гладким летним рисунком протектора?
Дело в том, что рабочая поверхность шины дорожного автомобиля испещрена различными канавками и прорезями для отвода воды из пятна контакта на мокрой дороге. А в сухую погоду канавки и ламели выталкивают из-под колеса уже не воду, а воздух, создавая при этом характерный шум.
Кроме того, неровная поверхность дорожного покрытия передаёт колебания и вибрации на внутреннюю сторону шины, формируя дополнительный гул. Ну и тороидальная полость, заполненная сжатым воздухом, сама по себе является отличным резонатором, словно полый корпус струнного музыкального инструмента. Только вместо струн – канавки протектора и стальные нити корда, а вместо деревянного корпуса – замкнутый объём своего рода упругой резиновой мембраны.
Серьёзная борьба за снижение шумности шин на уровне конструкторских разработок началась по историческим меркам недавно. Если говорить о конкретных цифрах, то современные европейские стандарты допускают максимум 72 децибела. Для понимания: сегодня обычная тихая шина генерирует около 70 децибел шума. При этом разница между 72 и 70 децибелами довольно велика. На самом деле она составляет не какие-то малозаметные три процента, а отличается в 1,26 раза. Тут расчёт идёт по величине звукового давления на наши уши. Децибельная шкала измерений не линейная, а логарифмическая, и она устроена так, что, например, разница в 20 децибел выражает десятикратную разницу в звуковом давлении.
Если для кого-то такое изложение слишком заумно, объясню проще: между нормальной тихой шиной и шиной с предельно допустимой громкостью в Европе такое же различие, какое отделяет просто громкий разговор от крика.
Реально тихие шины обозначаются буквой «А» в соответствующей маркировке, которую нередко наносят на отдельной яркой наклейке для усиления привлекательности.
Точно так же класс «А» оказывается предпочтительнее «В» и «С» в том, что касается показателей экономичности. Буква «А» подчёркивает столь важное свойство шины, как низкое сопротивление качению.
Другой вопрос. А что может (и что должно) подтолкнуть к досрочной замене эксплуатирующихся шин с ещё хорошим протектором? За ответом ходить далеко не надо – вот свежий случай из собственной водительской практики. На одном из подшефных автомобилей ближе к концу зимы появилось характерное покачивание руля влево-вправо, которое учащалось, а потом исчезало по мере набора скорости.
Кроме того, у прекрасно отрегулированной машины появился и стал постепенно усиливаться увод в правую сторону. Причина ненормально подёргивания вправо раскрылась при снятии колёс и их прокрутке на балансировочном станке. Налицо заводской брак на двух свежих ошипованных покрышках одного европейского производителя.
Хорошо заметное искривление беговой дорожки – это как раз то, про что говорят: «Шина пошла винтом.» Кроме того, на более возрастных шинах задних колёс от того же производителя появились многочисленные трещины в резиновом слое между шашками протектора. Такой дефект в перспективе тоже опасен: ведь попадание воды вместе с дорожными реагентами через трещины непосредственно к каркасу вызывает интенсивную коррозию стальной проволоки корда. И потеря немалого количества шипов при спокойном стиле езды тоже усилила сомнения в надлежащем качестве изготовления с виду приличных шин, хотя в советское время эта зарубежная марка была на хорошем счету.
Вердикт однозначен: к следующей зиме нужно приобретать новый комплект шин. Не надо рисковать, не надо укатывать старые покрышки до их полного разрушения. Всё-таки шины – это расходный материал, и к их регулярной замене нужно относиться спокойно, даже если эта замена иногда происходит внепланово. Ну, а при затруднениях с чтением и расшифровкой непонятных обозначений на боковинах шин целесообразно обращаться за консультацией к сотрудникам фирменных шинных центров.
Желаю Вам получать максимум удовольствия от езды на тихих, экономичных и безопасных шинах!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович