• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Шины Легковые
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

Рациональное использование комплекта автомобильных шин

2025-06-03

733

Новость
Новость

Практика показывает, что многие водители пренебрегают одним очевидным способом продления срока службы комплекта шин. Речь идёт о простой смене колёс местами через определённый пробег с целью равномерности износа протектора на всех покрышках.

Не секрет, что на шины передних управляемых колёс при маневрировании ложится дополнительная нагрузка в сравнении с шинами, расположенными на задней оси. А если передние колёса не только задают автомобилю направление поворота или разворота, но ещё и передают тяговое усилие, то износ шин на передней оси происходит с гораздо большей интенсивностью.

Разница в глубине протектора и характере износа резины для легковых шин, как правило, хорошо заметна уже через 15 000 километров пробега. Примерно столько проезжает за сезон среднестатистический владелец автомобиля. Поэтому целесообразно менять местами передние и задние покрышки (при условии их одинаковой размерности) каждый раз во время сезонного перехода как на летние, так и на зимние шины. За счёт такой полезной привычки выравнивается темп износа всех четырёх шин, вследствие чего на одном комплекте, не разбивая его при замене попарно, можно проездить подольше.

А теперь поговорим о другом – о возможных приключениях автомобилистов во время летних выездов на природу. Не только заядлые охотники, рыбаки или фанаты сбора грибов и ягод частенько съезжают с асфальта на бездорожье либо на грунтовые дороги в сырую погоду. Тем, кто не мыслит свой досуг без подобных вылазок, будет разумно приобрести специальную грязевую резину с развитыми грунтозацепами или хотя бы перейти на универсальный тип шин с маркировкой А/T. По-английски это сокращение от двух слов «all terrain», а по-русски – «для любой местности». Кстати, теперь, благодаря активному развитию китайской шинной промышленности, можно свободно купить и узкоспециальные грязевые шины с индексом M/T, и уже упомянутые вседорожные шины категории A/T во всех популярных размерностях. Что характерно, одному из крупнейших производителей шин с торговой маркой «Comforser» удалось достичь приемлемого для широкого круга автовладельцев уровня цен при достойном качестве столь важных изделий. Конечно, «Comforser» - это не единственный вариант выбора практичных шин, но на сегодня – один из самых привлекательных.

Да, специальные шины с зубастым рисунком протектора существенно повышают проходимость автомобиля, но тем не менее, полностью полагаться на их способности в сложных условиях будет большой ошибкой. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: «Чем круче внедорожные шины, тем дальше бежать за трактором». Если путь лежит за пределами благоустроенных дорог, то главная роль в успешном преодолении препятствий отводится мастерству водителя. Получается, что где-то шины находятся у нас на подстраховке, вытягивая автомобиль из гиблых мест в случае промашки со стороны водителя, а в каких-то ситуациях, наоборот, водитель активно помогает не очень цепким покрышкам за счёт заблаговременного разгона автомобиля перед труднопроходимым участком. Сила инерции, как известно, тоже имеет значение. Кроме того, при малейших сомнениях грамотный шофёр не поленится пешим порядком проверить сложность возникшей преграды и по возможности поищет пути ее объезда. Ведь на пересечённой местности, тем более в период распутицы, иногда проще проехать вокруг труднопроходимого участка по нормальной дороге лишние 10-15 километров, чем застрять в грязи на неопределённое время, стремясь проскочить напрямую какие-то десятки или сотни метров до видимого благополучия и для вас, и для вашей машины.

Возьмите себе на заметку арсенал приёмов вождения автомобиля в сложных условиях. Некоторые из перечисленных способов были придуманы и освоены фронтовыми шофёрами ещё во время Великой Отечественной войны.

Например, короткие участки сухого сыпучего песка лучше преодолевать с разгона, используя инерцию автомобиля. А для проезда через протяженные участки песка необходимо заранее включить низшую передачу в ручном режиме и наметить маршрут движения строго по прямой. Колеса по песочку должны катиться точно след в след, чтобы снизить сопротивление при перемещении по рыхлой поверхности. Остановки автомобиля на песке, так же как и переключение передачи, запрещены, поскольку это поможет вызвать буксование колёс. При обозначившейся на песке колее от ранее проехавшего автомобиля нужно двигаться по ней. Ведь песок в старой колее уже уплотнён, и колёса вашей машины будут меньше погружаться в песчаный слой, что поможет снизить сопротивление качению в полтора-два раза.

Для увеличения проходимости по сухому песку не ленитесь заранее снизить давление в шинах до одного бара, то есть примерно вполовину от нормы. За счёт этого, во-первых, существенно увеличивается площадь опоры шины в пятне контакта, и, во-вторых, у распластанного во всю ширину протектора будет задействоваться весь набор имеющихся выступов и прорезей вплоть до тех, что находятся в плечевых зонах.

А, в-третьих, размягчённая полуспущенная шина гораздо лучше облегает микрорельеф, цепляясь за каждую, даже самую маленькую неровность. Естественно, что после преодоления препятствия давление в шинах надо сразу же привести к норме.

Стравливание воздуха предлагает небольшую скорость движения, не выше 10-15 км/час. Этот способ повышения проходимости хорошо работает и при неспешном преодолении размокших участков с жидкой грязью, к примеру, на глинистом мокром профиле грунтовой дороги. А вот попытка использовать цепи противоскольжения или браслеты-перемычки для движения по песку приводит к самозакапыванию колес. Буксовать в песке нельзя нисколько, от слова «совсем». Буксующие колёса могут буквально за несколько секунд зарыться так, что машина ляжет днищем либо рамой на песок, и сдвинуть ее с места потом будет очень трудно. Помогайте шинам, им тяжело в такой ситуации. Чувствуете, что колёса на песке начинают пробуксовывать? Попробуйте очень плавно сдать автомобиль по коме назад и попытайтесь преодолеть гиблое место с разгона. Если же машина застряла, то придётся приподнимать домкратом ведущие колёса и подкладывать под них доски, ветки либо что-то ещё, сооружая какое-то подобие стартовых дорожек из подручного материала. Понятное дело: и под опору домкрата тоже надо что-нибудь подложить. Да, это долго, да, иногда хлопотно, но, если вы застряли в одиночку, выходом будет только помощь автомобилю своими силами.

Кстати, перед преодолением сыпучего песчаного участка попросите выйти своих пассажиров из салона и по возможности разгрузите навьюченную автомашину. Если перенести хотя бы часть тяжёлого скарба через препятствие на себе, то шансы успешно проехать коварный песчаный участок значительно увеличатся. Хорошие результаты по повышению проходимости на песке даёт использование так называемой жёсткой сцепки. Два автомобиля, соединённые жёстким буксиром, намного увереннее движутся по песку, прокладывая только одну хорошо уплотнённую колею. Правило «руль строго прямо» нужно соблюдать и при таком способе езды с двойной тягой.

Точно так же, не отклоняясь от прямолинейного направления, желательно пересекать и заболоченный луг. Но вот в этом случае двигаться по чужой колее уже нельзя. Нарушенный, деформированный до вас слой мокрого дёрна срывается очень легко, поэтому лучше пропускать старую колею между колёсами или же ехать рядом. Разведка ножками перед выездом на заболоченный луг выполняется в обязательном порядке. Старайтесь избегать мест с ярко-зелёной травой: они наиболее опасны.

Снижение давления в шинах здесь тоже приветствуется. Поскольку несущая способность грунта довольно низка, полезно по максимуму увеличить площадь опорной поверхности. И на «зубастых», и на обычных дорожных шинах при движении по мокрому лугу нельзя резко добавлять «газ». Повторюсь: сорвать слой влажного дёрна избытком тяги очень легко, а вот выбраться потом из образовавшейся ямы под ним бывает весьма непросто.

Зато при движении по очень грязным просёлкам и даже по мокрой пашне с более-менее плотной основой хорошо помогают именно цепи на ведущих колёсах.
Дельным подспорьем служит и так называемые перемычки, они же – противобуксовочные браслеты, которые охватывают шину снаружи и продеваются через свободное пространство в колёсных дисках. Важно помнить, что перемычки помогают только с ходу, на них при неаккуратном трогании легко зарыться колёсами в мягкий грунт.
А вот на цепях гораздо проще и тронуться с места в грязи, и без проблем преодолеть сложный участок. Чтобы цепочки не хлябали на колесе, их обязательно нужно хорошенько натягивать. Для этой цели отлично подойдёт резиновое кольцо шириной 2-3 сантиметра, вырезанное из старой автомобильной камеры. По краям такого кольца закрепляются два S-образны крючка из прутка толщиной порядка шести миллиметров. Две таких эластичных стяжки, крест-накрест натягивающие снаружи цепь на ведущем колесе, не позволяют болтаться или слетать под нагрузкой столь важному средству противоскольжения.
Запомните: двигаться на цепях по твердому покрытию нельзя, этим вы быстро испортите как сами цепи, так и протектор.
Другое правило: скорость автомобиля с цепями на колёсах не должна превышать 20-30 км/час, иначе они порвутся. Такое замечание справедливо и для зимы, на случай преодоления затяжных скользких подъёмов.

Итак, в любых ситуациях на шины надейся, но сам не плошай! Тем не менее хорошие свежие шины с правильно подобранным рисунком протектора всегда очень важны не только для повышения проходимости, но и для безопасности движения в целом!

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович