Помощь шинам со стороны водителя
2024-11-20
32850
Мы уже не раз упоминали о том, что шинам автомобиля нередко приходится работать в крайне тяжелых условиях. Вот почему хороший водитель всячески стремится оберегать покрышки от лишних перегрузок, ударов и ненужных скольжений с тем, чтобы они служили исправно и как можно дольше сохраняли свои рабочие качества на достаточно высоком уровне. В наших силах оказывать реальную помощь шинам в их нелёгком труде, заодно повышая безопасность движения в каждой своей поездке.
Не секрет, что для полной реализации всех возможностей шин автомобиль должен иметь, как минимум, исправную подвеску. Здесь в первую очередь необходимо следить за надлежащим техническим состоянием амортизаторов. Очевидно, что только эффективное гашение толчков от неровностей дороги с помощью безупречного амортизатора способно обеспечить постоянное (и очень плотное) прижатие колеса к поверхности проезжей части.
И, напротив, дряблый демпфирующий элемент в подвеске автомобиля не в состоянии усмирить незаметное на глаз подпрыгивание колеса вплоть до его кратковременного отрыва от неровной опорной поверхности. А между тем некоторые автовладельцы практически не беспокоятся по поводу нужды в срочной замене изношенных амортизаторов. Логика рассуждений у них примерно такая: «Зачем менять вытекшие стойки на новые перед зимой? А вдруг в мороз на них тоже выдавит сальники? И что тогда? Деньги будут потрачены зря? Нет уж, поезжу я потихоньку на дряхлых амортизаторах до весны, всё равно зимой разгоняться особо негде.» Такое оправдание собственной прижимистости плохо сказывается на ресурсе шин. А ведь наплевательское отношение к состоянию амортизаторов может привести к гораздо более тяжёлым последствиям.
Постоянное приплясывание колеса на ходу в его вертикальной плоскости приводит к резкому ухудшению сцепления шины с дорогой. Ускоренный пятнистый износ протектора – ещё одно малоприятное дополнение. Даже мелкие неровности, которые не вызывают ощутимой тряски, серьёзно влияют на устойчивость и управляемость автомобиля с изношенными амортизаторами. Вот ведь какой парадокс наблюдается в данном случае: шины могут быть просто превосходными, с полным комплектом шипов, но автомобиль на них будет плохо держаться на скользкой неровной дороге! Из-за того, что колёса, грубо говоря, скачут по верхушкам выступов наблюдается раннее срабатывание антиблокировочной системы тормозов с низкой эффективностью замедления, а также склонность к заносу задней либо сносу передней оси и неожиданно ранний срыв в пробуксовку ведущих колёс при попытке ускориться. Первопричиной всех этих негативных явлений могут быть именно негодные амортизаторы.
Простой пример. Когда мы нажимаем на тормозную педаль, то при замедлении за счёт силы инерции происходит перенос значительной части массы автомобиля на переднюю ось. Задние колёса в это время, естественно, разгружаются. Если амортизаторы исправны, то передние пружины (либо торсионы, либо рессоры) сжимаются не спеша, а задняя часть машины, соответственно, плавно приподнимается. Потери контакта шин с дорогой не происходит, и это обстоятельство позволяет водителю сохранять контроль над автомобилем.
А вот «убитые» амортизаторы, наоборот, провоцируют слишком резкое перераспределение массы автомобиля то вперёд, то в бок, то назад при различных управляющих действиях водителя. Естественно, что резко разгруженные колёса на неисправной машине скорее сорвутся в скольжение. Например, даже лёгкое притормаживание в сочетании с поворотом руля на входе в скользкий вираж может вызвать занос задней части авто с последующим разворотом и вылетом за пределы проезжей части. Причина всё та же: амортизаторы, что называется, не держат, отчего передняя подвеска с началом торможения моментально продавливается наряду с быстрым распрямлением задних упругих элементов. А доворот руля вызывает ещё и ненормально быстрое нарастание бокового крена под действием центробежной силы.
Другое неприятное ощущение возникает при попытке посильнее притормозить на скользкой неровной поверхности. Из-за плохого прижатия колёс к дороге они начинают очень рано блокироваться. Вроде бы и резина свежая, и шипы на месте, а толку мало! Вы изо всех сил давите на тормозную педаль, она (при наличии АБС) дробно вибрирует под ногой, а машина при этом почти не снижает скорость. К чему может привести колоссальное увеличение тормозного пути вследствие неисправных демпфирующих элементов объяснять, надеюсь, не нужно.
Поэтому именно сейчас, в начале зимы, ещё раз проверьте эффективность работы амортизаторов. Существенная течь жидкости через уплотнение штока, стуки, пробои подвески, раскачка авто и его неудовлетворительная курсовая устойчивость явно указывают на необходимость срочной ревизии ходовой части. Кроме того, можно заехать на линию диагностики в какой-нибудь приличный техцентр, либо же самому усилием двух рук попытаться поочерёдно продавить каждый из четырёх углов автомобиля с прогретой подвеской. Если при отпускании рук кузов автомобиля возвращается к исходному положению одним коротким движением без всякой раскачки, значит, с данным амортизатором всё хорошо. Ну, а ощущение дряблости при сжатии пружины и последующее качание кузова после снятия нагрузки свидетельствуют о необходимости замены дефектного демпфирующего элемента. Вот так, поддерживая исправность ходовой части, мы помогаем шинам полноценно работать в более комфортных условиях. И в завершение ещё раз напомню о необходимости регулярного контроля за давлением в шинах. Не забывайте о том, что при сильном похолодании воздуха внутри шин ощутимо сжимается, отчего его несущая способность тоже заметно снижается. Похолодало? Не поленитесь взять в руки манометр и подкачать колёса! Это тоже поможет шинам легче переносить нагрузки в морозную погоду.
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович