• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Шины Легковые
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

Особенности сезонной замены колёс перед зимой

2024-10-11

16600

Новость
Новость

Каждый год с приходом затяжного осеннего ненастья у большинства автомобилистов возникает вопрос: «В какой день я буду менять летнюю резину на зимнюю?»

Как мы знаем, длинные очереди у шиномонтажных мастерских начинают формироваться сразу после первого прогноза относительно приближающегося снегопада. Но кто-то уповает на шутку о том, что синоптик, как и сапёр, ошибается только один раз (правда, каждый день).

А кто-то, наоборот, стремится всё нужное делать в машине заранее. Практика доказывает, что и в случае сезонной смены шин планово-предупредительный подход к противодействию капризам погоды абсолютно оправдан с точки зрения безопасности.

По многочисленным рекомендациям разного рода экспериментов и доморощенных знатоков переход на зимний тип шин следует осуществлять при понижении температуры воздуха до отметки +5° - +7°С.

Дескать, при столь прохладной погоде и дальнейшем похолодании летняя резина настолько твердеет, что она уже никуда не годится. На мой взгляд, тут дело не столько в уменьшении эластичности протектора летних шин, сколько в готовности к неожиданному появлению сильного гололеда. Поэтому-да, уже пора менять, и не надо переживать по поводу того, что шипы на чистом асфальте тут же повылетают или совсем изотрутся. Проверено многократно: чего не терпят шипы, так это продолжительной езды со скоростью выше 100-110 км/час по твердому дорожному покрытию. Другим жёстким противопоказаниям является дёрганый, рваный стиль вождения автомобиля. В первом случае надо понимать, что при высокой скорости и без того мягкая зимняя резина размягчается ещё сильней, отчего резко снижается надёжность заделки шипов в своих гнёздах. Нельзя не учитывать и увеличение центробежной силы, воздействующей на каждый шип, по мере роста частоты вращения колеса. Склонность к вылету и потере шипов на хорошем ходу объясняется ещё и их мощным разогревом. Судите сами: при каждом обороте колеса в момент касания с опорной поверхностью шип резко вдавливается в своё гнездо на миллиметр-полтора, и тут же выдвигается обратно. Туда-сюда, туда-сюда: трение металлического шипа о резину при его продольном перемещении на приличной скорости происходит несколько раз в секунду. Разогрев случается регулярно, причем нешуточный. У лихих ездоков, если присмотреться к протектору ошипованных шин, можно наблюдать лучики – трещинки от выжигания резины вокруг раскаляющихся шипов. Их температура на большой скорости может доходить до 120-130 градусов. Вывод простой: не гоняйте, водите автомобиль как можно плавней, и с вашими шинами даже в тёплую погоду ничего не случиться.

Ровно такие же рекомендации можно дать тем, кто предпочитает передвигаться зимой на так называемых фрикционных покрышках. Манера вождения существенно сказывается на ресурсе шин, никогда не забывайте об этом!

Итак, переходим на зимнюю резину незамедлительно.

Стоит ли покупать новый комплект шин, решать вам, но помните о том, что предельно малой глубиной протектора для зимних покрышек у легковых автомобилей, кроссоверов и микроавтобусов считается величина 4 миллиметра. При большом износе протектора истёртую шину без сожаления надо менять, таковы требования Правил дорожного движения.

В процессе снятия и установки колёс не поленитесь, внимательно осмотрите резьбу на крепёжных деталях. Смятые и уж тем более сорванные витки должны стать поводом для немедленной замены дефектного болта или гайки. Иногда просто поражаешься беспечности некоторых людей за рулём: буквально сегодня наблюдал абсолютно невозмутимую даму, управлявшую приличным с виду «Фордом». Что характерно, на левом переднем колесе этой машины остались всего лишь три гайки из пяти. Одна шпилька была сломана, а вторая попросту отсутствовала. Всё это говорится к тому, что не все шиномонтажники одинаково аккуратны. Сплошь и рядом приходится наблюдать чрезмерную перетяжку колёсного крепежа мощными пневмогайковёртами с неотрегулированным крутящим моментом. Как говорится, доверяй, но проверяй. Не стесняйтесь, попросите исполнителя работ лишь слегка подтянуть гайки либо болты пневмоинструментом, а окончательную затяжку по диагонали лучше выполнить всё-таки вручную. Тогда и резьба будет цела, и в случае необходимости установки запасного колеса где-то в пути у вас не будет проблем с отворачиванием насмерть затянутых крепёжных деталей.

Другой вопрос: надо ли смазывать резьбу гайки или болта для облегчения его (или её) вращения?

Ответ – нет. Резьбовая часть исправного крепежа должна быть только чистой и сухой. Возможную грязь и ржавчину надо удалить с помощью металлической щетки. Но смазка тут точно не нужна. Во-первых, с ней гораздо легче проскочить предельно допустимый момент затяжки крепежа, а, во-вторых, следует помнить, что именно за счёт трения в резьбе и в соприкасающихся конических прижимных частях предотвращается самоотворачивание всё того же болта или гайки.

Есть ещё один важный момент касательно техники безопасности. При самостоятельной замене колёс для страховки от падения автомобиля с домкрата не забывайте подкладывать под порог или днище запасное колесо. Противооткатные упоры – тоже необходимое для безопасности средство, полагаться на один только стояночный тормоз, на режим парковки или включённую передачу тоже неправильно.

Теперь вспомним о рекомендациях по расположению сменного комплекта авторезины во время ее длительного хранения. Колеса в сборе можно складывать стопкой до четырёх штук, а вот разбортованные шины следует либо подвешивать, либо ставить их вертикально. В принципе, и накачанные колёса с шипами можно ставить, как принято говорить «на попа», но по одному. Все, что находится в вертикальном положении, желательно постепенно проворачивать хотя бы в месяц.

Да, и ещё. Обращайте внимание на дату выпуска ваших шин, точнее, на неделю их производства и год. Такая информация в характерном овале имеется на боковине каждой покрышки. На слишком «древней» резине старше пяти-семи лет сцепные характеристики шин будут, прямо скажем, не очень. Покупка новых зимних покрышек заметно повысит безопасность движения в первую очередь для вас.

Желаю вам только счастливого пути по любым дорогам и в любую погоду!

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович