Особенности перехода на зимний тип шин
2024-09-11
3421
Время бежит без остановки, и вот уже не за горами очередной зимний сезон. Если говорить о заботах автовладельцев, то с учётом слабой предсказуемости сибирской погоды пришла пора позаботится о наличии комплекта свежей зимней резины.
Во-первых, сейчас в фирменных шинных центрах имеется наилучший выбор зимних моделей разных производителей в наиболее востребованных размерностях. Совершенно точно: лучше сейчас спокойно выбрать то, что устроит вас в полной мере, чем потом, с появлением «белых мух» в спешке метаться между остатками непопулярных вариантов зимних покрышек.
Второе замечание: дешевле точно не будет. Пока есть возможность, имеет смысл взять новый комплект шин (а может быть и колёс) по минимальной цене, как говорится, из первых рук. Надо пользоваться выгодным обстоятельством: не забывайте, что у нас в Омске располагается центральная база, головной офис и громадные склады одного из крупнейших поставщиков шин на территории Западной Сибири.
О важности своевременной установки на автомобиль комплекта действительно хороших зимних шин не спорят даже самые опытные водители. Лишь только самонадеянные недальновидные наездники способны рассуждать примерно так: «Да я настолько хорошо умею справляться со скольжениями и заносами, что могу в любой гололёд доехать куда надо и на летней резине. Эту позицию ещё как-то можно было бы понять, если бы дорога всегда оставалась абсолютно пустой, без других участников движения. Но так не бывает, или бывает крайне редко в очень отдалённых местах, поэтому постарайтесь обеспечить себе максимальное преимущество в сцепных качествах своих колёс перед соседями по транспортному потоку.
Да, значение высокой квалификации водителя для безопасной езды неоспоримо, но ведь никуда не деться и от слабости человеческой натуры. Не только новичок, но и опытный шофёр порой на секунду-другую может отвлечься и, например, поздновато заметить начало внезапного торможения «в пол» водителем едущей впереди автошины. В подобных ситуациях как раз и появляется момент истины или вы успели вовремя погасить скорость, или нет. Ваши шины либо хорошо тормозят, либо скользят, как по мылу. Для понимания: сегодня стоимость восстановления относительно недорогого китайского автомобиля после среднестатистического страхового случая с попутным столкновением транспортных средств уже ушла за отметку в двести тысяч рублей. Сопоставьте эту сумму со стоимостью комплекта новой зимней резины. Бережёного, как говорится, бог бережёт, поэтому на шинах экономить точно не стоит.
Как известно, зимой нам нередко приходится ездить и по свежевыпавшему снежку, и по подтаявшей снегогрязевой каше. Поэтому требования к минимальной глубине протектора зимой жёстче, чем летом: 4 миллиметра вместо 1,6.
Впрочем, в запасе по высоте выступов у протектора прослеживается и другой практический смысл. «Protect» в переводе с английского означает «защита», и если она изотрётся сверх меры, то шина становится очень уязвимой в плане проколов и иных сквозных повреждений из пятна контакта с дорожным покрытием. Это как работа с острыми предметами в сварочных рукавицах или в тонких нитяных перчатках: риск травмирования в первом и во втором случае будет совершенно разным. Вывод здесь тоже простой. Чтобы реже доставать запасное колесо, баллонный ключ и домкрат, (а, скорее всего, не доставить их вовсе), надо опять-таки ездить на свежей «мясистой» резине.
Далее. При окончательном выборе приглянувшейся вам модели шин постарайтесь найти в её характеристиках показатель твердости резины, который измеряется в единицах по Шору. В ряду значений, например 57, 60, 62, наиболее мягкой будет та, у которой указанное число меньше. Как правило, чем меньше цифра в данном параметре, тем более цепкой окажется шина.
Справедливости ради надо сказать, что зависимость здесь не линейная. Иногда чуть более твёрдые шины держатся за дорогу гораздо лучше своих мягких аналогов, поскольку рисунок протектора и количество мелких прорезей-ламелей тоже имеют значение. Но в общем и целом чем мягче состав резины, тем скорее она изотрется. Подбор оптимальной рецептуры резиновой смеси является результатом кропотливой работы большой команды специалистов у каждого из ведущих производителей шин.
Кстати, владельцам электромобилей нужно быть готовыми к необычно быстрому износу зимних шин, особенно в не шипованном исполнении. Установлено, что на «электричках» покрышки выхаживают в среднем на 20-25% меньший пробег, нежели на бензиновых и дизельных автомобилях. Причин здесь две. Во-первых, за счёт установки тяжеленной тяговой батареи возрастает нагрузка на шины и в продольном, и в поперечном направлении, а также по вертикали.
А, во-вторых, сразу, с момента трогания электромотор, в отличие от двигателя внутреннего сгорания, готов выдавать максимальный крутящий момент. Отсюда следует частая пробуксовка ведущих колёс на старте, которую полностью не гасит чуткая электронная антипробуксовочная система. Проскальзывание шин на уровне 10-15% считается оптимальным как для наиболее резвого разгона, так и для скорейшего замедления транспортного средства. А поскольку лучшие в сравнении с конкурентами показатели набора скорости и длины тормозного пути помогают успешнее продавать новинку, то для автопроизводителя реальная ходимость шин не имеет большого значения: можно предполагать, что она здесь вторична. Вывод несложный: хочешь ездить на электричестве? Тогда готовься почаще менять шины!
Теперь об одном нюансе при выборе ошипованных покрышек. После ухода с российского рынка многих европейских, американских, японских и корейских шинных гигантов их нишу заполнили десятки производителей шин из Китая. В ассортименте китайской, да и российской продукции есть немало очень приличных моделей ошипованных шин, однако у них один из важнейших параметров полезно оценивать лично. Речь идёт о величине выступания острой части шипов над поверхностью шашек протектора. В качестве простейшего мерительного инструмента можно взять обыкновенную спичку. Проворачивая перед собой шину, прикладывайте спичку плашмя сбоку интересующих вас шипов, которые могут показаться вам излишне торчащими наружу или, наоборот, чересчур заглублёнными.
Оптимальная величина вылета должна находится в пределах от одного до полутора миллиметров. Больше – шип может вывернуться и вылететь из своего гнезда, меньше – плохо будет цепляться за лёд. А поскольку сторона квадратного сечения спички составляет два миллиметра, то увидеть на её фоне высоту шипа в пределах от половины до трёх четвертей толщины деревяшки будет совсем несложно. Сейчас, пока нет ажиотажа, а выбор обширен, можно покопаться в ассортименте моделей и купить именно то, что вам нужно.
Встречайте очередной холодный сезон с хорошими зимними шинами!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович