• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

Опасность экономии на шинах

2024-03-22

1114

Новость
Новость

Многим автомобилистам свойственно стремление к экономии и бережливости в содержании своего транспортного средства, и это нормально. Однако в перечне деталей, требующих замены, есть такие компоненты на которых экономить крайне рискованно, а иногда просто смертельно опасно. И поскольку главную роль в обеспечении чёткой управляемости и устойчивости автомобиля играют именно шины, то как раз на их состоянии в первую очередь должно быть сосредоточено внимание всех без исключения водителей.

К сожалению, за отрицательным примером ходить далеко не надо. Совсем недавно средства массовой информации обнародовали обстоятельства страшной дорожной трагедии, случившейся в Любинском районе на трассе Омск-Тюмень. По предварительным данным следствия у грузовика марки ДАФ на полном ходу лопнула шина левого переднего колеса, что привело к резкому изменению курса движения автопоезда. Лобовое столкновение двух грузовиков зацепило ещё и микроавтобус с людьми. Судя по уцелевшим после аварии и пожара трём колёсам полуприцепа, все остальные шины на злополучной фуре тоже были далеко не первой свежести.

В данном случае никого не хочу, да и не имею права обвинять: ведь внезапное разрушение шины мог вызвать, к примеру, какой-то лежавший на дороге посторонний предмет. Тем не менее есть повод вспомнить о разнице между камерными и бескамерными шинами.

Не секрет, что на абсолютном большинстве импортных грузовиков, в том числе на междугородных перевозках, давно применяются шины только в бескамерном исполнении. Их особенностью является наличие внутреннего герметизирующего слоя особой резины толщиной в несколько миллиметров, а также уплотнительный резиновый слой по бортам, обеспечивающий полное прилегание к ободу. Надёжный упор борта бескамерной шины осуществляется с одной стороны во внешнюю закраину обода, а с другой в особый кольцевой выступ – так называемый хамп. Специальный вентиль такой шины тоже герметично крепится в ободе за счёт плотной посадки.

Бескамерные шины легче по сравнению с камерными, к тому же при езде на них снижается расход топлива. Кроме того, они более безопасны при высокой скорости, поскольку сводится к минимуму вероятность резкого падения давления воздуха в шине, как это происходит при разрыве камеры.

Всё это так, но в реальных условиях эксплуатации случается всякое, и иногда от бедности или от жадности начинаются эксперименты. Как вариант, бескамерная шина какое-то время поработала с низким давлением воздуха. Езда даже при незначительно сниженном против нормы давлении приводит к ускоренному разрушению боковин, каркаса и бортов шин на любом автомобиле, будь то легковая машина, минивэн, грузовик или автобус. Нарушение целостности герметизирующего слоя – это ещё один распространённый исход продолжительной эксплуатации обмякшей шины вследствие её перегрузки и перегрева.

Что характерно, такая «уставшая» покрышка может иметь ещё достаточный запас по высоте протектора, и не в меру экономный хозяин решает: «А поставлю-ка я внутрь «бескамерки» камеру, чтобы воздух не травило наружу. Ведь жалко выбрасывать, протектор ещё хороший!» Усталостные трещинки по бокам во внимание не берутся, рассуждают примерно так: «Там же камера внутри! Теперь проблемное колесо спускать точно не будет.»

Но вот в чём кроется опасность такого подхода. Исследования показывают, что при установке камеры в бескамерную шину по мере её накачки между внутренней частью покрышки и расправляющейся поверхностью камеры остаются полости с воздухом, которому попросту некуда деваться. Ведь борта-то уплотнены, да и герметизирующий слой кое-где ещё держит давление. Почувствуйте разницу: на обычной камерной шине упомянутые слои воздуха за счёт диффузии выйдут наружу через резину без герметизирующего слоя, а также через отверстие со свободно размещённым в нём вентилем.

А вот в бескамерном варианте на ходу эти самые воздушные мешочки нагреваются и расширяются, способствуя усиленному трению слоя камеры с шиной в местах нарушения прилегания. Чем выше давление в камере (вспомним о грузовиках), тем больше вероятность того, что она рано или поздно «застрелится.» «Колесо пошло на выстрел»: именно так выражались и выражаются многие опытные водители.

Вывод: не надо пихать камеру в дефектную бескамерную шину, тем более на переднюю ось. Это чревато плохими последствиями. Покупка и установка новых шин вместо изношенных по любой причине является самым верным решением. Мнимая экономия в подобной ситуации может обернуться не только большими денежными затратами, но и настоящей трагедией.

Ну, а на случай внезапного разрыва камеры при езде на шинах в камерном исполнении следует выработать и держать у себя в голове чёткий алгоритм действий.

Если Вы услышали громкий хлопок и тут же почувствовали сильный увод автомобиля в сторону, не теряйте самообладания. Полностью сосредоточьтесь на том, чтобы двумя руками крепко удерживать руль в нужном направлении вплоть до полной остановки автомобиля.

Внимание: педаль тормоза не нажимать, иначе руль может вырвать из рук! Просто сбросьте «газ», пусть машина сама замедляется за счёт торможения двигателем. И лишь в конце, на малой скорости можно попробовать плавно притормозить, ни в коем случае не ослабляя хватку рук на рулевом колесе. Главное – вовремя среагировать и не паниковать, тогда всё пройдёт штатно.

Правда, и лишней жути перед каждым выездом на дорогу нагонять на себя тоже не нужно. Всё-таки инциденты с внезапным разрывом шин случаются нечасто, а при грамотном использовании свежий авторезины вероятность подобного исхода и вовсе стремится к нулю. Просто не тяните, что называется, до последнего и вовремя меняйте изношенные либо повреждённые шины. Сюда хорошо подходит и другая поговорка: «На леченой кобыле далеко не уедешь!» Это к вопросу о ремонте пробитых насквозь покрышек, хотя тут тоже бывает по-разному: иногда успешно, а иногда никуда не годится.

В качестве мер профилактики регулярно проводите внешний осмотр шин, следите за износом протектора и удаляйте застрявшие в шинах предметы.

При установке новых шин не сочтите за труд проверить состояние амортизаторов, деталей подвески и рулевого управления, а также углы установки колёс.

Счастливого Вам пути на технически исправном автомобиле с хорошими шинами!

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович