• Шины Грузовые/Спец/Сельх.
  • Шины Легковые
  • Мото/Вело/Квадро шины
  • Диски Легковые
  • Диски Грузовые
Шины Грузовые/Спец/Сельх.
Шины Легковые
Мото/Вело/Квадро шины
Диски Легковые
Диски Грузовые

О помощи шинам со стороны водителя

2025-05-23

739

Новость
Новость

Известно, что условия работы автомобильных шин являются одними из самых жёстких среди всех прочих деталей, узлов и систем любого современного автомобиля. Что и говорить – на переднем крае всегда тяжелее, чем в иных местах, например, под защитой капота, в картере, внутри резинового чехла или чего-то ещё, что смягчает внешние воздействия. Поэтому здравомыслящий водитель старается по возможности беречь шины и всячески помогать им в их нелёгком труде.

Грамотная и аккуратная манера вождения позволяет не только существенно увеличить срок службы шин, но и повысить безопасность движения. Вот несколько рекомендаций по выработке оптимального стиля управления транспортным средством.

При крутом развороте с повёрнутыми до упора колёсами водителю целесообразно двигаться на минимальной скорости, не пытаясь при этом резко ускориться. Ведь в таком положении управляемые колёса уже сами по себе катятся со значительным проскальзыванием крайних частей протектора. И чем шире профиль беговой дорожки, тем больше разница в длине траекторий, по которым прокатываются внутренний и внешний край опорной поверхности шины. Центр в данном случае страдает меньше всего. Вот почему у автомобилей с широкопрофильными шинами, которые эксплуатируются в городских условиях с частым маневрированием, бывает так явно выражен износ у крайних частей шин передних колёс. Иногда свою лепту вносит и особая кинематика ходовой части. А если ещё водитель нетерпелив, и во время разворота он старается поддать побольше «газку» для скорейшего завершения манёвра, то резина по краям протектора передних шин стачивается в разы быстрее. Тип привода автомобиля в такой ситуации на темп износа особо не влияет. Тут больше сказывается крутизна виража и наличие либо отсутствия тяги на ведущих колёсах.

Впрочем, и на более пологих поворотах лихачество тоже повлечёт за собой негативные последствия для шин. Больше всего резина страдает в тех случаях, когда интенсивное воздействие на неё от центробежной силы автомобиля усугубляется тяговым либо тормозным усилием. Наглядным примером является сознательное уничтожение шин с непрекращающейся пробуксовкой на любительских покатушках или на соревнованиях по дрифту. У расчётливого автовладельца при езде по дорогам общего пользования цель прямо противоположная – максимально увеличить срок службы своих покрышек. Зачем вместе с дымом от горящей резины пускать деньги на ветер? Поэтому и повороты ему желательно проезжать с умеренной скоростью для уменьшения нагрузки на шины. К элементам высокого водительского мастерства относится, в частности, тактика преодоления любых виражей по принципу «З-П-Т», то есть «загрузка-поворот-тяга».

Последовательность правильных действий перед закруглением дороги должна быть такой. Ещё на прямом участке, до начала вращения руля, водитель отпускает педаль акселератора, чтобы замедлить ход за счёт торможения двигателем. Если скорость высоковата, можно дополнительно притормозить автомобиль включением понижающей передачи или лёгким касанием тормозной педали. Таким образом вместе с принудительным замедлением создаётся эффект загрузки передних колёс благодаря перераспределению массы автомобиля между осями. Так выполняется первая фаза прохождения поворота по схеме «З-П-Т».

Метод загрузки передней оси позволяет загодя увеличить сцепление шин перед входом в поворот для того, чтобы подстраховаться от их возможного сноса с намеченной траектории. Мало ли, вдруг вы чего-то недосмотрели, недооценили возможное снижение коэффициента сцепления из-за влаги, песочка, грязи или ледка на изгибе дороги.

Далее, перед завершением притормаживания, не ослабляя загрузку передних колёс, следует выполнить второе действие, обозначенное буквой «П». А именно: повернуть руль и тут же прекратить замедление. Буквально одна-две секунды нужны для того, чтобы машина приняла и выполнила вашу очередную команду. Фаза «П» - поворот руля – успешно завершена.

Как только автомобиль, образно говоря, встал на дугу виража, водителю остаётся сделать третье важное действие «Т», то есть плавно добавить тягу. Дальнейший постепенный набор скорости вплоть до выхода на прямую следует выполнять не спеша, по возможности распрямляя криволинейную траекторию. Возникает вопрос: а для чего нужно добавлять «газ» и плавно ускоряться ещё до ускорения виража? Ответ: это необходимо для того, чтобы в случае непредвиденного соскальзывания ведущих колёс у вас был своего рода шажок к отступлению, к моментальному восстановлению устойчивого движения по проезжей части.

Ведь что происходит с водителем, когда внезапно начинается снос передних колёс или занос задней оси?

Правильно: человек за рулём пугается и инстинктивно отпускает педаль акселератора. А как только исчезает избыток тяги на ведущих колёсах, они тут же вновь цепляются за поверхность дороги. Поэтому формула «З-П-Т» даёт возможность исправить водительскую ошибку в случае небольшой промашки с выбором скорости. А в штатных условиях надёжного сцепления колёс с дорогой порядок действий по принципу «Загрузка-Поворот-Тяга» просто помогает академически правильно, чётко и безопасно прописывать любые виражи, заодно получая выигрыш как во времени, так и в расстоянии по сравнению с другими, менее квалифицированными водителями. И для шин такой стиль езды тоже будет полезен. Ведь чем равномернее будет распределяться нагрузка на них, тем меньше появляется нездоровая склонность к износу резины.

Другой, тоже важный момент в деле обеспечения сохранности шин – это привычка всегда и везде плавно трогаться с места. На автомобилях с автоматической коробкой передач целесообразно круглый год использовать зимний режим работы трансмиссии. При таком алгоритме переключения ступеней старт с места осуществляется не с первой, а со второй передачи. Соответственно, уменьшается крутящий момент на ведущих колёсах, а значит, и снижается риск кратковременной пробуксовки шин. Таким образом, постоянное применение зимнего режима становится ещё одним подспорьем в плане защиты протектора.

Кроме того, стоит напомнить о важности соблюдения предписанного скоростного режима при движении по загородным трассам. Для понимания сути происходящего достаточно представить себе, что при качении шины её, скажем так, набегающая по направлению к пятну контакта часть вначале мощно сжимается при восприятии вертикальной нагрузки от реакции со стороны дороги. Затем, прокатываясь через горизонтальную поверхность, слои резины моментально распрямляются, после чего при дальнейшем движении шины вперёд наблюдаемая часть покрышки испытывает растяжение. Постоянное чередование процессов сжатия, распрямления и вытягивания слоёв внутри шины происходит тем интенсивнее, чем быстрее вращается колесо.

А чем сильнее греется от таких деформаций протектор, тем скорее происходит его износ. Более того: с ростом скорости существенно увеличивается сопротивление качению колеса, что в свою очередь отражается на расходе топлива. Доказано, что есть ощутимая разница в сроке службы покрышек между теми, кто ездит по трассе со скоростью 70, 90 или 110 километров в час, не говоря уже о злостных нарушителях скоростного режима. Тише едешь – дальше будешь! Такое правило справедливо не только для летней, но и для зимней резины.

И последнее. Постарайтесь обзавестись собственным шинным манометром, и на всякий случай сравните его показания с аналогичным прибором в фирменном шинном центре. Если есть какая-то погрешность относительно поверенного метрологом образца, учитывайте её при последующих замерах. К примеру, практика доказывает, что многие манометры общедоступных установок для подкачки шин на территории АЗС зачастую безбожно врут, что в итоге приводит к ускоренному износу протектора.

Не забывайте о необходимости ежедневного контроля за состоянием шин в процессе эксплуатации автомобиля!

Наш эксперт: Залознов Василий Иванович