Нештатные режимы эксплуатации автомобильных шин
2024-05-22
1177
Как известно, в процессе эксплуатации автомобиля его покрышки постепенно изнашиваются, и абсолютное большинство водителей хотело бы минимизировать этот износ. О чём нужно помнить и что следует предпринимать для продления срока службы резины?
Очевидно, что в ускоренном износе шин значительную роль играют так называемые микропроскальзывания, которые характерны для энергичного, напористого стиля вождения. Дело в том, что в основном на городских дорогах во многих местах асфальт покрыт бесчисленным количеством песчинок и пыли. Вот вам и подобие крупнозернистой шлифовальной шкурки между протектором шины и дорожным покрытием! Пока колесо автомобиля спокойно катится по прямой, не будучи нагруженным ни тяговым, ни тормозным, ни боковым усилием, загрязнённость асфальта не приносит резине какого-то особого вреда.
Но стоит водителю порезче стартовать от светофора, побыстрее промчаться по виражу на дорожной развязке или посильнее затормозить, то в таких случаях как раз и происходят те самые микропроскальзывания протектора на частичках песка с его замечательными абразивными свойствами. На грязных участках дорожный наждак всегда работает безотказно.
Поэтому, если хотите сберечь резину, усовершенствуйте стиль езды и умерьте свою горячность. Это совсем не означает исповедовать принцип «Тише едешь – дальше будешь», тут важнее другое: разумная плавность в ваших действиях рулём и педалями. Исключение микропроскальзываний в пятне контакта с дорогой существенно увеличивает ходимость шин, и об этом всегда нужно помнить.
Другой знакомой всем ситуацией является разворот автомобиля для движения в обратном направлении через прерывистую линию разметки. Очень часто многие водители, стремясь поскорее завершить разворот, резко нажимают на «газ» и одновременно с этим выкручивают руль до упора. При подобных маневрах сильнее всего страдают передние шины. Следы явного износа по краям наиболее заметны у покрышек с широким профилем. Учтите, что при круто вывернутых колёсах левая и правая кромка протектора проходят по дуге виража разные расстояния, внутренняя полоска оказывается гораздо короче наружной. В этом-то и кроется разгадка того, отчего широкопрофильные передние «тапки» автомобиля при частом маневрировании с большими углами поворота управляемых колёс стачиваются по краям. И сколько бы вы не проверяли на стенде правильность настройки шасси, характерный износ будет прогрессировать до тех пор, пока вы не измените стиль вождения. Ещё раз повторюсь: на очень крутых поворотах и разворотах спешка для резины крайне вредна. Не нужно при таких маневрах нагружать шины лишней работой.
Другим нештатным режимом эксплуатации шин является езда по гравийным или щебёнчатым дорогам. Постоянная деформация каждой шашки протектора о края крупных и мелких камешков приводит к усиленному нагреву и ускоренному истиранию размягчающейся от таких нагрузок резины. Поэтому на каменистом покрытии целесообразно двигаться с невысокой скоростью. Иногда это может быть всего лишь 40-50 км/ч, если речь идёт, например, о крупной щебёнке. И, конечно же, в таких крайне неблагоприятных условиях работы шин чрезвычайно важно выдерживать положенное давление воздуха. «Сжевать» или пробить просевшие боковины недокачанных шин на каменистых участках проще простого. Поэтому главный несущий компонент, находящийся в шине, а именно - сжатый воздух, должен там быть в достаточном количестве, иначе вы далеко не уедете.
Но бывают и другие условия, уже вне благоустроенных дорог, где, наоборот, рекомендуется принудительное снижение давления в шинах.
Перед преодолением размокшего грунтового профиля, мягких рыхловатых участков с большой протяженностью или, к примеру, песка имеет смысл стравить воздух из шин до одного бара или даже чуточку ниже. За счёт уменьшения давления сплющиваются боковины обмякших шин, что существенно увеличивает площадь пятна контакта. В свою очередь, ставший гораздо более эластичным протекторный слой намного лучше обтекает, обволакивает малейшие неровности. А ещё включаются в работу широкие закраины беговой дорожки, что тоже положительно сказывается на повышении проходимости. Однако скорость движения на полуспущенных шинах во избежание их повреждения должна быть совсем небольшой. Неспешная езда «в натяг» при таком раскладе будет самым верным решением.
Надо сказать, что вождение автомобиля в сложных дорожных условиях и вне дорог по праву считается своего рода искусством, требующим особого чутья.
Например, при использовании шин с расчленённым рисунком протектора в каких-то случаях проблемные участки проще преодолевать с интенсивной пробуксовкой ведущих колёс. Их повышенная частота вращения способствует самоочищению залепленного грязью протектора, что в свою очередь улучшает так называемый зацеп. Тут нужно обращать внимание на фактуру и консистенцию грязи, а также на её толщину до сухого слоя грунта: докапывается до него колесо или, наоборот, вязнет? На самом деле, в каждом конкретном случае приходится действовать по обстановке.
Кое-кто в глубокой грязи делает ставку на съёмные противобуксовочные браслеты. У кого-то в почёте комплекты цепей, которые тоже надеваются на шины. Различие этих средств повышения проходимости заключается в том, что браслеты-перемычки хорошо помогают брать препятствия с ходу. А вот при неаккуратном трогании с места с ними есть риск, образно говоря, закопаться и лечь на брюхо. Цепи, на мой взгляд, гораздо предпочтительнее, с ними машина свободно трогается с места и уверенно движется хоть на обледенелый подъём, хоть по глубокой грязи. Главное, чтобы цепочки были хорошо натянуты, болтаться и хлябать они не должны. Для этого советую изготовить простейшие стяжки, они же – резиновые кольца шириной 2:2,5 сантиметра, вырезанные из старой камеры и снабжённые парой S-образных металлических крючков по краям. Цепляем крест-накрест крючками кольца за крайние звенья цепей, и радуемся их чёткой натяжке. Такие приспособления помогают прекрасно, но работа шин в комплекте с браслетами или с цепями противоскольжения действительно нелегка. Для предотвращения усиленного износа резины сразу снимайте спецсредства с колёс при выезде на твердое покрытие. Кстати, разумным пределом скорости при движении на цепях считается величина 25-30 км/час. Если ехать быстрее, то вероятный обрыв цепи из-за больших центробежных сил может привести к повреждению крыла или арки.
К числу нештатных режимов работы шин относятся движение по сухим и твёрдым дорогам с жёстко подключенным передним ведущим мостом при условии, что ваша машина снабжена системой полного привода типа «part-time», то есть без межосевого дифференциала. В этом случае жёсткая связь между передними и задними колёсами неизбежно вызовет проскальзывание шин как на поворотах, так и при проезде любых неровностей. Вот вам ещё одна причина повышенного износа резины.
Кроме того, существует чёткая зависимость ходимости шин от скоростного режима на загородных трассах. Чем быстрее вы мчитесь, тем сильнее нагревается и размягчается резина. А чем мягче её состав, тем скорее она изотрётся. В этой связи особенно важно поддерживать умеренный темп в жаркую погоду.
Отдельная рекомендация адресуется новоиспечённым владельцам электромобилей. Им не стоит злоупотреблять выдающейся динамикой разгона и увлекаться быстрым прохождением виражей. Во-первых, доступность большого крутящего момента у электромотора сразу, с нуля, провоцирует пробуксовку ведущих колёс, и даже умная страхующая электроника не в состоянии исключить микропроскальзывания покрышек при мощном ускорении. А, во-вторых, большая масса «электрички» с её тяжеленной тяговой батареей неизбежно увеличивает нагрузку на шины и в поворотах, и при разгоне, и при замедлении, пусть даже с помощью тормозного момента электродвигателя.
Выводы из вышеизложенного достаточно просты. Избегайте нештатных режимов эксплуатации автошин, следите за давлением воздуха и водите свой автомобиль как можно плавнее.
Бережно относитесь к новому комплекту шин с первых дней после его покупки!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович