Можно ли ездить летом на зимних шинах?
2024-04-22
1469
Если говорить о нашем регионе, то в конце апреля фактически заканчивается сезон перехода с зимней резины на летнюю. И каждый год, несмотря на грядущий жаркий период, какая-то часть водителей решает ничего не предпринимать и добивать до последнего старые зимние шины. Причина чаще всего одна: нет денег на новую летнюю «обувь» для автомобиля. В чем кроется опасность такой «экономии»?
Во-первых, у зимних покрышек состав резиновой смеси гораздо мягче, поэтому при резком торможении в тёплую погоду протектор моментально перегревается и, что называется, «плывет». Плохое сцепление с дорогой при экстренном торможении оборачивается значительным увеличением тормозного пути. А ведь при нынешнем интенсивном движении все мы нередко видим результаты столкновений транспортных средств или наездов на пешеходов, когда для предотвращения беды водителю не хватило буквально двух-трёх метров. Вот вам и аргумент в пользу установки летних шин, их различие с зимними в длине тормозного пути может быть очень значительным. Поэтому у вас или есть большие проблемы в результате ДТП, или их нет, вы отделались лёгким испугом.
Особенно плохо на твёрдом покрытии тормозят ошипованные шины. Оно и понятно: стальные штырьки скользят по асфальту гораздо лучше, чем сплошная резина.
Другим негативным для лета свойством зимних шин является их повышенная податливость при боковых нагрузках. Прежде всего в этом повинен мелкий, испещрённый ламелями и чересчур мягкий для лета протектор. И чем теплее на улице, тем размазаннее становится отклики автомобиля при каждой перекладке руля или же при порывах бокового ветра во время езды на зимних шинах. А вот у летних покрышек крупные протекторные блоки гораздо массивнее, и они прочно связаны между собой. Как следствие, автомашина с летней резиной рулится точнее и меньше утомляет водителя.
Ещё одно обстоятельство, которое тоже нужно учесть. Зимние шины, особенно в изношенном состоянии, плохо сопротивляются так называемому аквапланированию. Иными словами, на зимней резине в дождливую погоду ездить быстро – опасно. Ведь уже после 70-80 км/час колёса могут всплыть над поверхностью асфальта на образовавшемся под ними водяном клине. Ну, а свежая летняя резина благодаря мощным дренажным канавкам даже на куда более высокой скорости успешно отводит излишек воды из зоны контакта протектора с дорогой. Во многом поэтому Правилами дорожного движения регламентируется минимальная глубина протектора шин. На лысой резине в дождливую погоду автомобиль может мгновенно уподобиться неуправляемым санкам, летящим с горы по льду: кто знает, где вы окажетесь в следующую секунду?
О повышенной шумности и увеличенном расходе горючего в случае использования неподходящих по сезону шин вспоминают в последнюю очередь; всё-таки безопасность движения куда важнее. Поэтому оставлять ли на лето зимние шины, решать только вам. Но знайте, что продолжая использовать шипованные шины, вы становитесь нарушителем ПДД. Ведь с 1-го сентября 2023 года за езду на шипованных покрышках в период с июня по август предусмотрен штраф в размере 500 рублей. А в случае попадания в дорожно-транспортное происшествие применение запрещённых к использованию в данный сезон шин может повлиять и на возможность получения страховой выплаты, и на выводы автотехнической экспертизы.
Окончательные выводы каждый сделает для себя сам. Но вот про стиль езды и ходимость любых шин стоит упомянуть особо. На самом деле, тут всё просто: чем плавнее становятся ваши действия педалями и рулём, тем дольше служит резина. Кроме того, для увеличения срока службы шин важен умеренный скоростной режим при движении по шоссе. Ведь когда резина меньше греется, она меньше размягчается и, соответственно, меньше изнашивается.
В этом плане к разумной сдержанности должны приучить себя в первую очередь владельцы так называемых «электричек». Нагрузка на шины у электромобилей значительно выше. Во-первых, это обусловлено большой массой таких транспортных средств из-за тяжеленных тяговых батарей. Вторым важным фактором является способность электродвигателя сразу, с первых оборотов, выдавать максимальный крутящий момент. Поэтому, уважаемые владельцы электромобилей, как можно деликатнее обращайтесь с правой крайней педалью. Старайтесь буквально поглаживать её стопой при старте с места и в начале разгона. Образно говоря, не нужно рвать на ходу подмётки, если вы не на гоночной трассе. «Убить» новые шины на «электричке» за пять-семь тысяч километров пробега дурной манерой езды – это реальность, но уж никак не подвиг.
И в заключение напомню о правилах безопасной установки запасного колеса, если таковое имеется в комплектации вашего автомобиля. Чтобы не попасть впросак, не забывайте хотя бы пару раз в год проверять давление в шине «запаски». Обидно, когда в дороге вместо полностью спущенного колеса приходится ставить полуспущенное и потом гадать: «Доеду я на нём или не доеду?»
Другой важный момент. Для проведения любых ремонтных работ старайтесь полностью убрать автомобиль с проезжей части. И даже на широкой обочине нельзя терять бдительность. Обязательно наденьте сигнальный жилет, установите подальше от машины знак аварийной остановки и включите аварийную сигнализацию. Доказано многократно – эти меры точно не бывают лишними. Чем раньше вас станут замечать проезжающие мимо водители, тем безопаснее будет остановка вокруг вашего автомобиля для всех участников движения.
Возвращаясь к заголовку статьи, пора сделать окончательный вывод.
Вопрос: «Можно ли летом ездить на зимних шинах, тем более, что применение фрикционных шин – «липучек» по факту не запрещено?»
Ответ: «Теоретически можно, но не нужно.»
Не стоит экономить на том, что реально относится к безопасности!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович