Летние и зимние шины на разных осях: почему противопоказано смешивать?
2025-10-16
75
Есть такая расхожая шутка - зима, как всегда, приходит к нам неожиданно. Вопреки вчерашним предсказаниям синоптиков, ночью начался первый обильный снегопад. Соответственно, у многих водителей, которые запоздали со сменой резины, обозначилась авральная ситуация. Всем нужно сразу, в один день, поменять летние шины на зимние. Чего следует опасаться в этот нестабильный переходный период?
В процессе подбора комплекта резины на холодный сезон некоторые автомобилисты пытаются что-то скроить, скомбинировать из имеющихся покрышек. Кто-то решается даже на смешивание двух типов шин. При таком рискованном эксперименте хозяин авто ставит две зимние покрышки только на ведущую ось, а на другой оставляет то, что использовалось в течение лета. Логика незадачливого автовладельца примерно такова: «Два колеса гребут хорошо, и с ними где-то можно двигателем притормозить. Ну, а в остальном приспособимся и разберемся соответственно дорожной обстановке». Нет, так поступать негоже. Езда на машине - «разношиннице» представляет реальную угрозу безопасности движения.
Вариант №1: переднеприводный автомобиль, впереди - шипы, сзади - летние покрышки. Да, старт с места будет хорош. И проходимость улучшится, это факт. Но вот в чем беда. Машина в такой комплектации приобретает явную склонность к заносу. Для водителя каждый изгиб дороги, каждый поворот в условиях гололёда может оказаться последним.
Даже при простом сбросе газа за счёт подтормаживания двигателем происходит чувствительная разгрузка задних колёс вследствие перераспределения массы автомобиля на переднюю ось. И без того практически гладкие, жёсткие летние шины теряют остатки сцепления со скользкой дорогой. В таких условиях любое малейшее поперечное усилие, будь то центробежная сила на повороте, порыв бокового ветра или уклон дороги, моментально вызовут занос задней части автомобиля с последующим переходом во вращение, либо без такового. О возможных последствиях догадаться нетрудно, примеров хоть отбавляй.
Вариант № 2: автомобиль классической компоновки с приводом на задние колеса. Довольно распространенным рискованным поступком является установка ошипованных шин только на заднюю ось. В этом случае об опасной склонности к заносу говорить не приходится, зато возникает прямая и явная угроза в виде сноса передней оси. При такой комбинации покрышек, когда впереди «лето», а сзади «зима», сложно удержать автомобиль на траектории скользкого поворота. Более того: после попытки побыстрее войти в правый вираж можно тут же оказаться на встречной полосе. Другим неприятным обстоятельством окажется удивительно длинный тормозной путь. Ведь не секрет, что основная нагрузка при замедлении ложится на передние тормозные механизмы. А как можно быстро остановить автомобиль на скользкой дороге, если у него нет почти никакого сцепления передних колес на жесткой летней резине?
Вариант № 3: встречается реже, но тоже имеет место быть, хотя только безответственный человек решится поставить на полноприводный автомобиль разномастные колеса. Тем не менее, на машинах с жестким подключением переднего моста иногда производятся и такого рода эксперименты.
Опасности в этом случае будут те же, что и у хозяина заднеприводного автомобиля с летними шинами на передней оси, но шаткое положение на скользкой дороге только усугубится при попытке включения полного привода.
Отсутствие межосевого дифференциала резко усилит склонность к сносу передней оси. По этой причине о какой-то внятной управляемости не может быть и речи. Впрочем, даже постоянный полный привод при симметричном распределении тяги не спасет от беды, если на разных осях установлены различные по назначению зимние и летние шины.
Кроме того, недопустимо одновременное применение фрикционных и ошипованных шин для передних и задних колёс, поскольку с таким сочетанием зимней «обуви» автомашина приобретёт коварную, либо избыточную, либо недостаточную поворачиваемость. Поэтому, если нет возможности укомплектовать автомобиль четырьмя зимними шинами одного типа, лучше поставить неподготовленную автотехнику на хранение до весны и пересесть на общественный транспорт.Так будет спокойнее и дешевле, а тем, кто намерен ездить за рулём круглый год, полезно освоить мудрую тактику защитного вождения, одно из ключевых правил которого делает акцент на постоянном контроле пространства вокруг вашего автомобиля. Без малейшей задержки реагировать на явные опасности, не мешать соседям в транспортном потоке, уметь распознавать скрытые угрозы безопасности движения и, вовремя действуя, предупреждать нежелательное развитие дорожных событий - вот, что характеризует умного и расчётливого водителя.
Спешить не надо, ведь именно скорость является одной из основных причин большинства ДТП.
Идеологию защитного вождения можно трактовать и так: главное - не примчаться к месту назначения быстрее других, главное - приехать целым.
В частности, при переходе к зимним условиям езды необходимо помнить о неизбежном увеличении остановочного пути в случае экстренного торможения. Поэтому нужно приучить себе держать увеличенную дистанцию, регулируя степень её удлинения в зависимости от состояния дороги.
Тем, кто зимой уповает на помощь страхующей электроники, надо помнить о том, что для эффективной работы противозаносной системы и антиблокировочной системы тормозов, необходимо обеспечить надежное сцепление шин с дорожным покрытием. И если зимние шины задубели от старости, износились и (или) потеряли значительную часть шипов, то система курсовой устойчивости не всегда сумеет выровнять непослушный автомобиль.
Как говорят гонщики, зацепа-то нет! Так откуда же возьмётся усилие для стабилизации заскользившей машины?
Законы физики не обойти, для безопасной езды зимой и не только зимой крайне важны свежие, соответствующие сезону шины!
Наш эксперт: Залознов Василий Иванович


