Шипы или липучка: что лучше?
Климатические особенности многих российских регионов вынуждают автовладельцев два раза в год при смене сезонов менять летнюю резину на зимнюю.
Климатические особенности многих российских регионов вынуждают автовладельцев два раза в год при смене сезонов менять летнюю резину на зимнюю. Сезонные покрышки отличаются структурой материала и его составом. Шины для зимы отличаются эластичной основой, не дубеющей на холоде, мягкостью и сцепляемостью с дорогой при низких температурах. Качественная зимняя резина дает возможность комфортного управления автомобилем на скользком дорожном полотне на большой скорости и эффективного торможения даже на льду.
Особенности зимних шин
В настоящее время существует две категории зимних покрышек, подходящих для использования в пределах города и на природе. Первая имеет классические шипы, вторую называют липучкой (фрикционные колеса). Оба варианта резины пригодны для установки как на полный привод, так и на передний или задний. Их выбирают в зависимости от условий использования, стиля вождения и класса автомобиля.
Сравнительная характеристика шипов и липучки
Задаваясь вопросом: что лучше, следует проанализировать каждый вариант и найти отличия. Разница между шипованной резиной и фрикционной очевидна и проявляется в нескольких признаках:
- наличие и отсутствие шипов;
- состав резинового материала;
- количество и размер ламелей;
- рисунок протектора.
Колеса двух противоположных видов ведут себя на дороге совершенно по-разному, поэтому выбор следует делать, опираясь на собственную манеру вождения, условия эксплуатации и особенности самого авто.
Особенности резины с шипами
Колеса с шипованной резиной оснащаются металлическими элементами, которые сцепляют основу покрышки с любым дорожным покрытием, в том числе покрытым ледяной коркой. Колесо с шипами также хорошо ведет себя на заснеженной поверхности и значительно сокращает тормозной путь. В этой категории колес можно найти изделия специально для переднеприводных или заднеприводных машин. Есть модели для полного привода или универсальные. Особая мягкость резины и рисунок протектора позволяют хорошо держаться на дороге и долго не изнашиваться.
Выбирая подходящие покрышки, стоит понимать, что для колес с металлическими шипами требуются определенные условия эксплуатации – рыхлый снег или сухой лед. Шипованную резину рекомендуется приобретать автомобилистам, часто выезжающим за пределы города.
Достоинства и недостатки шипованных шин
Чтобы резина с шипами работала эффективно и долго не изнашивалась, перед постоянной эксплуатацией ее необходимо обкатать в теплое время года. Для этого нужно на средней скорости проехать по твердой поверхности пару сотен километров. В результате шипы встанут в специальные пазы и будут впоследствии подстраиваться под дорожное полотно. (Это некорректный текст! В теплое время нельзя обкатывать шипованную резину. Прикатку шипа необходимо производить при температуре не выше +3 - +5 градусов. В результате шип занимает наилучшую посадку. Прикатку шипа можно производить как по рыхлому снегу, так и по дорожному твердому полотну. Во втором случае прикатка происходит быстрее, так как давление на шип выше.)
У шипованной резины есть немало преимуществ:
- позволяют сохранить управляемость автомобиля на обледенелой дороге и маневренность на больших скоростях; особая мягкость материала дает возможность свободного перемещения по рыхлому снегу и при низких температурах;
- обеспечивает быстрое торможение и короткий тормозной путь, что существенно снижает риск аварий при необходимости резкой остановки и не дает машине уйти в неконтролируемый занос;
- дает возможность хорошей управляемости в любых ситуациях, особенно автомобилям с задним приводом на резких поворотах.
Заостренные металлические элементы покрышек вгрызаются в ледяную поверхность, разрушая ее и создавая трение. Однако у шипованных шин имеются и определенные недостатки. Шипы делают поверхность колеса неровной, что способствует появлению шума во время движения по асфальтированному полотну. На чистой дороге автомобиль может слегка скользить, а шипы на асфальте быстро стираются.
Особенности фрикционных шин
Особая форма протектора и характеристики материала позволяют называть фрикционные колеса липучкой. Покрышки такого типа не имеют шипов, успешно функционируют в зимний период. Специальный состав материала не дает ему замерзнуть и затвердеть на морозе. Основание покрышки обычно бывает достаточно твердым, в то время как боковины отличаются мягкостью и эластичностью. Это позволяет легко маневрировать на любом дорожном полотне как на улицах, так и за городом.
Особая форма, глубина и рисунок ламелей дают отличную сцепляемость как с асфальтом, так и с обледенелой дорогой или укатанным снегом. Даже на мокрой поверхности шины ведут себя превосходно, благодаря отводящим воду бороздкам. Это качество создает отличные условия для вождения при температуре 0°С.
Плюсы и минусы фрикционных шин
Покрышки-липучки не имеют шипов, врезающихся в ледяную или снежную поверхность и гарантирующих сцепляемость. Но их основа снабжена более глубокими и острыми ламелями, которые как бы прилепляют колесо к дороге. Фрикционная резина обеспечивает безопасность движение даже при очень низких температурах, удерживая машину как на асфальте, так и на заснеженной или обледенелой дороге. К числу достоинств покрышек такого типа относятся:
- бесшумное движение;
- отличная устойчивость на любой поверхности;
- долговечность материала;
- отличное сцепление с холодным асфальтом;
- экономичность при расходе топлива.
Единственный недостаток липучек заключается в плохой маневренности по накатанному льду, где возможен неконтролируемый занос и длинный тормозной путь.
Подводя итоги
Таким образом, выбирая подходящую резину для зимы, следует ориентироваться на климатические особенности региона, привод автомобиля и условия эксплуатации. Шипы хороши для заднего привода в северных регионах и для загородных поездок. Липучку лучше использовать на переднем или полном приводе на юге.